• 30 октября 2023

    Инвестиционная клешня: в ожидании краболовов

    В России в октябре прошли аукционы по распределению части квот на вылов краба. Большинство лотов (23 ед.) выделено под инвестобязательство, предполагающее строительство среднетоннажного краболовного судна длиной более 50 м. В ВАРПЭ оценивают суммарный объем инвестиций в их строительство в 46-47 млрд руб. Участники рынка говорят о наличии перспектив для поставок живого краба в АТР Северным морским путем.

    Российские судостроительные заводы уже накопили достаточные компетенции для строительства судов-краболовов. Рассчитывать на крупносерийность не приходится: каждая компания будет стараться строить суда, наилучшим образом подходящие под условия конкретного промысла и их бизнес-стратегию. Самым перспективным экспортным рынком сбыта российского краба является рынок АТР, однако для его освоения необходимо наладить логистику перевозок живого краба по Севморпути.

    Как ранее сообщало ИАА «ПортНьюс», 16-18 октября прошли аукционы по распределению части квот на вылов краба. 27 лотов были проданы с превышением начальной суммарной стоимости почти на 10 млрд руб. — за 214,27 млрд руб., победителями торгов стали 13 компаний. Большинство лотов (23 ед.) выделено под инвестобязательство, предполагающее строительство среднетоннажного краболовного судна длиной более 50 м.

    Отметим, что десять из этих судов планировала построить ГК «Русский краб». «Современные высокотехнологичные суда позволят повысить эффективность освоения ценных национальных биоресурсов и экологичность промысла, улучшат условия труда моряков и безопасность мореплавания. Заказ на строительство новой серии судов планируется осуществить в рамках программы инвестиционных квот», — прокомментировал планы компании генеральный директор ГК «Русский краб» Александр Сапожников в сентябре 2023 года.

    Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев в комментарии для ИАА «ПортНьюс» оценил суммарный размер инвестиций в строительство судов по итогам крабовых аукционов примерно в 46-47 млрд руб.  с учетом того, что стоимость строительства одного такого судна составляет примерно 2 млрд руб. (без учета стоимости самих квот). По его словам, важным отличием первого этапа крабовых аукционов от второго было то, что на первом этапе строительство судов предполагалось в течение пяти лет, и это позволяло инвесторам максимально безболезненно распределить финансовую нагрузку. На втором же этапе осуществить эти вложения потребуется в более сжатые сроки.

    «Инвестиции в строительство судов оцениваем примерно в 46-47 млрд руб. Основной объем заказов попадет в инвестиционный портфель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Способность верфей построить эти суда оцениваем как достаточную: практика реализации первого этапа инвестквот показывает, что возможности и компетенции для строительства такого флота у российских корабелов есть», — прокомментировал глава ассоциации.

    При этом, по мнению Германа Зверева, рассчитывать на крупносерийность в этом деле не стоит. Дело в том, что в условиях рыночной экономики каждая рыбопромысловая компания будет стремиться строить именно такие суда, которые наилучшим образом подходят под условия ее промысла и бизнес-стратегию.

    Отметим, что строительство краболовных судов уже освоено на таких предприятиях, как «Красное Сормово», «Находкинский СЗ», «Хабаровский СЗ», «Ленинградский судостроительный завод «Пелла», «Онежский судостроительно-судоремонтный завод», «Восточная верфь», «Выборгский судостроительный завод», «Верфь братьев Нобель».

    Если же говорить о рынках сбыта, то одним из самых перспективных в нынешней ситуации является рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особенно китайский. Его особенность состоит в том, что на нем востребованы поставки живого краба, которые ценятся намного выше, чем поставки замороженной продукции. Соответственно, возникает логистическая задача перевозок живого краба в страны АТР. Как рассказали «ПортНьюс» участники рынка, сейчас такие поставки, например, из Северо-Запада, осуществляются авиатранспортом, что дорого. Перспективный способ – перевозка краба морским транспортом. В этой связи стоит упомянуть опыт группы компаний «Антей», которая в начале октября 2023 года отправила шесть судов с живым крабом из Баренцева моря на Дальний Восток по Северному морскому пути (СМП). Общий вес груза составил около 1 тыс. тонн. Путь из Баренцева моря до Приморья занимает около 20-25 дней в зависимости от погодных условий.

    «В связи с тяжелой экономической ситуацией в мире нам приходится искать все новые пути транспортировки краба. Это достаточно сложная, не всегда экономически выгодная работа. Поскольку теперь самый крупный рынок сбыта — это страны Азии, а сезон промысла камчатского краба достаточно короткий, мы приняли решение использоваться СМП», — прокомментировал генеральный директор ООО «Антей Север» Юрий Бакаляр.

    Если говорить о рыночной конъюнктуре по крабу в Китае, то, по данным ВАРПЭ, средняя цена на замороженную продукцию в первом полугодии 2023 года снизилась на 45% в сравнении с прошлым годом и на 38% в сравнении с 2019-м, достигнув $12,65 тыс. за тонну. Цены на живой краб все еще выше, чем в 2019 году (на 29%), но уже на 10% ниже, чем в 2022 году. В первом полугодии этого года тонна живого краба продавалась в среднем за $34,5 тыс.

Авторы

Виталий Чернов

news@portnews.ru

Надежда Малышева

mn@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен